Сколько раз в течение дня ребенок слышит слово «нельзя»? Уж точно больше, чем любой взрослый. Оправдывается это в основном тем, что ребенок сам не принимает правильное решение, действуя среди множества окружающих его вещей, и не способен обеспечить свою безопасность.
Взрослые обладают информацией и ограждают его от возможных несчастных случаев, ограничивая свободу передвижения и общения. Особенностью детской психики является полное доверие себя взрослому человеку, поэтому слово «нельзя» для ребенка обладает такой силой, что в условиях отсутствия времени и сил, взрослые используют его слишком часто, якобы, в воспитательных целях. Но результат получатся прямо противоположным.
Прямой запрет действия не объясняет и не помогает осознать ребенку опасность конкретной ситуации. В данном случае он реагирует на тон, каким было сказано слово: грозный (ослушание вызовет сильный гнев) или спокойный (можно было продолжать, но лучше не стоит). Это страх перед взрослым, перед возможным наказанием за ослушание.
Все это не способствует возникновению у ребенка своего представления о том, чем именно ему эта ситуация могла бы навредить.
Другое дело, если обратиться непосредственно к ощущениям ребенка. Вместо слова «нельзя» сказать, что в случае, если он решится попробовать, он испытает боль (описание или демонстрация следов-последствий), неприятные ощущения, жалость к самому себе или другому существу (примеры, если он наблюдал или испытывал сам), увидит своим глазами испорченную вещь.
Только так можно дать ребенку понять, что его действия действительно имеют значение.
Удачи и успеха Вам!